Очень старый новый год
Сегодня В.В. Путин поздравил иудеев с
новым годом. Это натолкнуло меня на мысль поздравить – пусть пока и
малочисленных – читателей моего блога – тоже с новым годом, причем с тем же
самым, 7524 (или, по другому счету, 5776) от Сотворения мира. Если 14 января (1 января по Юлианскому
календарю) у нас в России называют старым новым годом, то 14 сентября (1
сентября по Юлианскому календарю) можно было бы назвать очень старым новым
годом. Но, в каком-то смысле, самым правильным. Вечным новым годом.
Дело не только в том, что до Петра I именно в этот день в России и начинался год (тот, кто
работает с документами в архиве древних актов, знает, как переводить 7100-е
года на привычные нам, от Рождества Христова, вычитая то 5508, то 5509 лет, в
зависимости от месяца). Когда-то в домонгольской Руси начало года было 1 марта.
И не требует пояснений, что это вполне отражало языческое мировосприятие:
весеннее пробуждение природы. Церковный же год всегда начинался и начинается с
осени. Это библейская традиция, сохранившаяся и у иудеев, и в Православной Церкви.
(И, заметим, в школьно-студенческом мире – недаром образование и Церковь были
когда-то неразрывно связаны.)
Не хочу сейчас вдаваться в сравнение
теологических трактовок этой традиции. Лично для меня она отражает ощущение
первозданного рая как полноты, которую невозможно ассоциировать ни с зимним
сном, ни с весенним пробуждением. Райские плоды требуют завершения лета, а
грехопадение – начала осени.
В библейской традиции есть и еще одна
для светского человека необычная черта: начинать отсчет суток не с полуночи и
не с утра, а с вечера, с захода солнца. Все наши вечерние церковные службы (всенощные
бдения и т.д.) посвящены уже празднику следующего дня. Эта космологическая
интуиция имеет своим обоснованием известный стих из 1-й главы Бытия: «и был
вечер, и было утро: день один». Затем эта формула будет повторена после каждого
акта творения с заменой числительного на «второй», «третий» и т.д. Почему
первый день назван не порядковым числительным – «первый», а именно «один» (в
церковно-славянском переводе «един»), может стать темой отдельного
богословского размышления. Сейчас для меня важно, что противопоставлены не день
и ночь (казалось бы), а утро и вечер, причем вначале вечер, потом утро. Здесь
не схоластическое рассуждение про курицу и яйцо. Это, повторяю, космологическая
интуиция рождения мира в последних лучах заходящего солнца – пусть еще не
созданного. В начале мироздания был закат. Götterdämmerung.
Комментариев нет:
Отправить комментарий