вторник, 1 сентября 2015 г.

Унижение высшего образования

1 сентября. И хотелось бы с этим поздравить. Но – обуревают сомнения. И не только потому, что отдыхать лучше, чем работать (можно и поспорить). А потому, что сам смысл преподавательской работы испытал, на мой взгляд, необратимые метаморфозы.
О развале российского образования, бездумном копировании и насаждении американской (европейской, «болонской») системы, о «рейтингобесии» и растворении образовательного процесса в бюрократической волоките и т.д. и т.п. писали много, с разной степенью убедительности и эмоциональности. Я хочу остановиться сейчас лишь на одном аспекте, который (каюсь) лично до меня «дошел»  совсем недавно. И поверг в ступор.
Дело в том, что НИЯУ «МИФИ» (бывшему «просто» МИФИ), где я учился с 1983 и тружусь с 1989 года, грозит этой осенью «государственная аккредитация». Не буду пояснять, что это такое. До конца понять, почему вуз, занимающий верхние строчки российских рейтингов и даже входящий в TOP-100 нескольких международных (не говоря уж о советском анамнезе), каждые пять лет должен доказывать, что он «не верблюд», мне лично сложно.
Однако в связи с надвигающимся микроапокалипсисом проректор по учебной части провела с преподавателями разъяснительную беседу. И из нее я вынес, по крайней мере, два серьезных вывода.
Первый: что администрация вуза перешла с русского на некий «птичий» язык. Если отбросить совершенно дикие, устрашающие аббревиатуры, новые, но уже склоняемые (РУПы, ФОСы, ФГОС-3+ и т.д.), то по отдельности слова кажутся русскими (пусть латинизмами, американизмами – неважно), но взятые вместе – непонятны, несмотря на казалось бы вполне традиционный грамматический строй (подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельства …). Примерно такие же затруднения в свое время приходилось испытывать при (вынужденном) чтении марксистско-ленинской (псевдо)литературы. Я бы сказал, кардинально изменилось словоупотребление, и поплыла семантика.
Пример: слово «компетенция» (оно будет очень важным в дальнейших моих рассуждениях). Сейчас оно стало практически эквивалентным «навыку», некоему (конкретному) «знанию», «умению» (видимо, от английского «competency»). Отсюда такие выражения, как «сформировать компетенции», «овладеть (такой-то) компетенцией». В то время как традиционное словоупотребление в русском языке было совсем иное: «это в моей компетенции», «это вне моей компетенции» и т.д., зато: «проявил компетентность», «компетентный специалист».
Не все ли равно, спросите вы? Семантика, тем более в сфере научной терминологии, никогда не стоит на месте. Согласен. Вопрос в количестве, перешедшем в «качество»: текст, по крайней мере, «с листа», стал совершенно туманен. Поэтому и неудивительно, что второй, более важный, вывод не был мною сделан ранее.
Итак, внимание. Речь идет о переходе к новому образовательному стандарту, а по сути – к новой концепции высшего образования. Цитата: «раньше у нас был дисциплинарный подход, а теперь  компетентностная  парадигма».
Вынесем за скобки напыщенность. Главное суть. А суть такова. Раньше мы изучали (преподавали) дисциплины: математику, физику, химию и т.д. И результатом изучения (преподавания) должно было стать (в той или иной степени) овладение дисциплиной в целом. Теперь формулируется довольно длинный набор «компетенций» (сиречь навыков!), и под эти компетенции в прямом смысле слова «подгоняются» все программы и курсы. То есть на место стройного и целостного здания научной дисциплины приходит россыпь умений (утрирую) по заворачиванию гаек и «взятию» интегралов!
Что же сподвигло наших администраторов образования на столь кардинальную «реформу»? Ответ дается такой: разрыв между высшей школой и «производством» (в широком смысле). Дескать, приходят выпускники вузов на предприятия, в научно-исследовательские институты, лаборатории и ничего не умеют, всему их приходится учить заново. Я учился в школе еще в 1970-е годы. И эти заклинания повторялись уже тогда (запали в память). Констатировали, но – слава Богу – ничего катастрофического не предпринимали. Потому что, если человек сумел окончить вуз и овладеть дисциплиной, значит, не совсем идиот, значит, всему его можно научить. Главное: человек научился мыслить.
Конечно, «дисциплинарный подход» имеет свои границы – границы данной дисциплины. А сейчас, как никогда, нужны не просто энциклопедисты, знающие много дисциплин (хотя и таких, увы, днем с огнем не найти), но понимающие и чувствующие их взаимосвязь и взаимодополняемость. Я уверен, что именно на «стыке» наук сейчас возможны серьезные прорывы. Близкий пример из области, далекой от МИФИ: так называемая «геногеография» и «молекулярная генеалогия». Здесь буквально ощущается, как назревает интеллектуальный взрыв на «стыке» генетики, истории, археологии и лингвистики. Но для этого нужна не «компетентностная парадигма», а серьезный междисциплинарный подход. Мы должны из каждой дисциплины хотя бы навести мосты к другой, но для этого та, другая, дисциплина должна быть нам знакома и понятна. А в идеале – увидеть и преподать целостную картину мира.
Вот над чем надо думать, господа, а не ломать то, что сложилось веками, унижая высшее образование и низводя его до уровня ПТУ.




3 комментария:

  1. В России, к сожалению, уже давно делается всё, для развала системы образования.

    ОтветитьУдалить
  2. Borgata Hotel Casino & Spa Announces Opening of
    Borgata Hotel Casino & Spa announced 논산 출장마사지 today that it is partnering with the 속초 출장샵 casino operator to 경상남도 출장샵 open its doors 토토사이트 to guests in 제천 출장마사지 Atlantic City this fall.

    ОтветитьУдалить